В современном автомобиле есть множество компонентов, которые не являются строго необходимыми для работы двигателя. Эти элементы помогают снизить количество загрязняющих веществ, выходящих из автомобиля, и тем самым сделать его более экологичным. Известный пример — каталитический нейтрализатор отработавших газов. Другое устройство, называемое адсорбером, используется для предотвращения выброса паров топлива в атмосферу.
Различение адсорбции и абсорбции
Адсорбция и абсорбция — два похожих, но разных процесса. При абсорбции вещество впитывается во весь объем материала, как, например, губка впитывает воду. В отличие от этого, при адсорбции вещество оседает на поверхности материала, что и происходит внутри автомобиля.
Роль адсорбера
При повышении температуры воздуха ощущается запах бензина, исходящий от старых автомобилей. Более того, в таких условиях их двигатели могут не работать. Это связано с тем, что под воздействием высокой температуры пары бензина испаряются, в том числе и из топливного бака. Хотелось бы предотвратить их попадание в атмосферу: это не только неприятно, но и экологически небезопасно. Тем не менее, сделать бак герметичным невозможно: воздух должен вытеснять бензин по мере его расходования. Проблема решается с помощью адсорбера — элемента, препятствующего выходу паров.
Принцип работы адсорбера
Адсорбер состоит из сепаратора, основной емкости, в которой находится адсорбент, а также вентиляции и электромагнитного клапана. Что происходит во время работы? Когда автомобиль не работает, пары бензина из бензобака движутся вверх. Когда они достигают сепаратора, то конденсируются, отделяются от воздуха, превращаясь обратно в газ, и скатываются вниз. Но часть паров все же проходит через сепаратор — через вентиляционную трубку они попадают в адсорбер. В корпусе адсорбера находятся крупные частицы активированного угля, которые улавливают пары бензина, не позволяя им выходить в окружающую среду.
Клапан адсорбера
Узел адсорбера рассчитан на циклическое функционирование. Однако, поскольку емкость этого устройства ограничена, возникает необходимость вымывания паров. Для этого служит клапан адсорбера. При зажигании двигателя, когда он достигает рабочих оборотов, клапан открывается, и разрежение в магистрали позволяет воздуху попасть в адсорбер. Этот воздух смешивается с топливом, поэтому выброса в атмосферу не происходит.
Считается также, что адсорбер позволяет экономить бензин — поскольку состав воздуха оптимизирован, топлива требуется меньше. Тем не менее, реальную экономию заметить сложно.
Продувка адсорбера
После продувки первичный фильтрующий элемент практически восстанавливает свое первоначальное состояние. После этого он готов к выполнению своих функций.
Неисправности
Адсорбер имеет значительную емкость и редко выходит из строя. Мы определили назначение адсорбера в автомобиле и выяснили, что он имеет простую конструкцию. Поэтому возможности для возникновения поломок невелики. Однако со временем необходимо проводить обслуживание или ремонт.
Признаки неисправности фильтрующего элемента
Сам фильтрующий элемент может засоряться, а также могут возникать проблемы с клапанами. В результате нарушается регулярная продувка фильтрующего элемента. Распознать неисправность адсорбера не так просто, поскольку нет никаких характерных признаков. Тем не менее, о неисправности адсорбера могут свидетельствовать следующие симптомы:
Симптомы неисправности
-
Нестабильные обороты холостого хода;
-
Снижение мощности двигателя;
-
Повышенный расход топлива;
-
Неправильные показания датчика уровня топлива;
-
Стук из-под капота (где находится адсорбер), похожий на стук клапанов.
Оценка и устранение неисправностей адсорбера
Начнем с рассмотрения возможного засорения фильтрующего элемента, поскольку именно оно чаще всего является причиной изменения работы двигателя. Теоретически ремонт этого элемента возможен. На сервисе вскрывают адсорбер и прокаливают гранулы. То же самое можно сделать и в домашних условиях, но без гарантии успеха, и это сопряжено с большим риском.
Проверка клапана адсорбера
Определить исправность клапана адсорбера несложно. Для этого сначала необходимо снять электрическую клемму с клапана (отключить питание), затем отсоединить воздушные трубки. Затем возьмите трубку подходящего размера и подсоедините ее к входному отверстию. Попытайтесь продуть ее воздухом с помощью насоса. Если это не удается, то клапан заблокирован. После этого можно переходить к проверке его работы.
Питание контактов
Сразу же подайте питание на контакты от 12-вольтовой батареи или блока питания. Должен раздаться щелчок. Снова проверьте продувку воздуха через клапан, если на этот раз он функционирует, значит, клапан работает так, как нужно. Важно помнить, что процесс продувки (открытие клапана) регулируется блоком управления. Если осмотр самого клапана не выявил никаких проблем, то причиной может быть неисправность в цепи питания или проблема в программном обеспечении.
Комментарии закрыты.