В ноябре 2022 года на бывшем заводе Renault в Москве началось серийное создание автомобилей «Москвич». Первой новой моделью завода стал кроссовер, получивший обозначение «Москвич-3». Начало продаж автомобилей намечено на декабрь 2022 года. Завод «КИМ» — проект массового автомобиля.
Ford Motor Company и Советский Союз подписали соглашение
В 1929 г. Советский Союз и американская компания Ford Motor Company подписали соглашение о строительстве автомобильного завода в Нижнем Новгороде (впоследствии получившего название Горьковский автомобильный завод, или ГАЗ). До запуска полноценного предприятия в Нижнем Новгороде работали два автосборочных завода — Государственный завод № 1 (впоследствии Горьковский автобусный завод, ныне — Завод аппаратуры связи им. Попова) и Государственный завод № 2 в Москве, начали сборку грузовых автомобилей из машинокомплектов. Столичное предприятие было размещено на Остаповском шоссе (ныне Волгоградский проспект) рядом с Московской окружной железной дорогой. В 1930-е годы оно занималось сборкой легковых автомобилей ГАЗ-А и грузовиков ГАЗ-АА сначала из американских, а затем из советских комплектующих.
Reimagined
В 1939 г. предприятие было выведено из состава ГАС и получило название «Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодежи» (КИМ). Для него был выпущен субкомпактный автомобиль КИМ-10 с цельнометаллическим полунезависимым кузовом по мотивам американского автомобиля Ford Prefect. Всего до начала войны было изготовлено около 300 автомобилей, а начало серийного производства было запланировано на 1 августа 1941 года.
Эвакуация завода КИМ
С началом Великой Отечественной войны завод КИМ был оперативно перебазирован в Свердловск. Вскоре там началось производство легких танков Т-60 и Т-70. Это первое поколение танков получило название «москвичи».
Автомобильный завод ЗМА
В мае 1945 г. Совет Народных Комиссаров принял постановление о создании автомобильного завода по производству малолитражных автомобилей на базе модели «КИМ». Предприятие получило название ЗМА (позднее МЗМА).
Производство КИМ-10 прекращено
Первоначально предполагалось развернуть на заводе производство КИМ-10. Но в августе 1945 г. глава советского государства И. В. Сталин якобы предпочел вместо этого дублировать немецкий автомобиль Opel Kadett K38.
Документация и оборудование из Германии
Исследования показали, что документация и инструменты для производства этих автомобилей были привезены из оккупированных районов Германии. Напротив, другие источники утверждают, что машина была разработана с нуля, на основе существующих образцов и штампов.
Москвич-400
В 1946 году был выпущен пятиместный седан «Москвич-400», являвшийся копией «Кадета». Этот автомобиль оснащался четырехцилиндровым двигателем М-400 мощностью 23 л. с. В дальнейшем на базе первой модели «Москвича» были выпущены кабриолет, фургон и пикап.
В 1954 году была выпущена модель «Москвич-401» с более мощным двигателем (26 л. с.). Всего было выпущено около 234 000 таких автомобилей. Это были первые массовые автомобили, продававшиеся в СССР для личного пользования.
Второе и третье поколения
В 1956–1965 гг. на МЗМА была выпущена вторая партия «Москвичей», включавшая модели 402, 403, 407 и их модификации. Несмотря на то, что конструкция автомобилей в основном повторяла автомобили первого поколения, они имели кузов понтонного типа и внешний вид, имитирующий роскошную «Волгу» ГАЗ-21. В общей сложности производитель создал более 553 тыс. экземпляров.
Российское автомобильное наследие: Модели «Москвич
В начале 1960-х годов на международной раллийной арене впервые появился автомобиль «Москвич-407». В 1964–1988 гг. последовало третье поколение моделей «Москвич» — 408, 412, 2140 и другие производные с более современным дизайном. Автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК) получил свое название в 1968 году. Москвич-412 был построен в 1967 году на Ижевском автомобильном заводе, который в то время входил в состав Министерства обороны, а позже стал его собственной маркой. Сборка моделей «Москвич» из советских машинокомплектов велась также в Болгарии на заводе «Балкан» в Ловече и в Бельгии на совместном предприятии «Скальдия-Волга» в Брюсселе. В отдельные годы «Москвичи» составляли более половины советского экспорта, всего было выпущено 3,2 млн. экземпляров третьего поколения.
Четвертое поколение, закрытие предприятия
В 1986 году на АЗЛК (в 1992 году ставшем ОАО «Москвич») начался выпуск переднеприводного автомобиля «Москвич-2141», который продавался за рубежом под маркой «Алеко». Автомобиль оснащался двигателями производства Волжского автомобильного завода (ВАЗ), которые к тому времени считались устаревшими.
В начале 1990-х годов производство стало сокращаться в связи с уменьшением государственного финансирования. Выпуск модернизированных серий («Князь Владимир», «Иван Калита», «Святогор») и установка более мощных двигателей Renault, которые оказались слишком дорогими после дефолта 1998 года, не смогли улучшить ситуацию.
Закрытие АЗЛК
В четвертый день марта две тысячи второго года главный конвейер АЗЛК был остановлен, что привело к закрытию компании. В 2010 году предприятие было официально ликвидировано в рамках процедуры банкротства. За весь период производства было выпущено около семисот шестнадцати тысяч автомобилей четвертого поколения.
Захват территории АЗЛК
Впоследствии на территории АЗЛК был построен новый автомобильный завод Renault и технополис «Москва». В 2016 году компания «Рено Россия» зарегистрировала товарные знаки «АЗЛК», «Москвич» и «Москвич» вместе с логотипами в Роспатенте, срок действия договора истекает в 2025 году.
Заявление мэра Собянина
16 мая 2022 года мэр Москвы Сергей Собянин объявил, что московский автомобильный завод Renault переходит в собственность города и на нем будет восстановлено производство легковых автомобилей с классическим шильдиком «Москвич». Основным технологическим партнером завода стал КАМАЗ. 23 ноября 2022 года на заводе началась крупноузловая сборка автомобилей. По прогнозам, до конца года будет собрано 600 автомобилей (400 электрических). В 2024 году наряду с крупноузловой сборкой начнется мелкоузловая сборка. Как говорится в документах, представленных на заводе, в 2024 году автомобили начнут использовать аккумуляторы собственного производства, а в 2025 году жители Москвы получат доступ к собственному электрическому двигателю, аккумулятору и бортовому зарядному устройству, изготовленным в городе.
Комментарии закрыты.