Независимо от того, где вы покупаете бензин, он не может быть абсолютно чистым. Возможно, на нефтеперерабатывающем заводе его и производят таким образом, но когда он попадает в насос, то проходит через насосы, краны, клапаны, металлические или полимерные трубки. Весь этот износ приводит к попаданию в топливо частиц резины, металла и ржавчины.
Для этого и существуют топливные фильтры. Они предназначены для улавливания и очистки топлива от мусора и загрязнений, которые могут нанести вред двигателю. Для обеспечения эффективной работы фильтра его необходимо регулярно менять.
Предотвращение загрязнения
Это может стать настоящей проблемой, если вы покупаете топливо из сомнительного источника. Бензин или дизельное топливо могут собираться в грязных емкостях — канистрах, ведрах, бочках. Для предотвращения попадания этих веществ в топливную систему автомобили оснащаются топливными фильтрами.
Что такое топливные фильтры?
В каждом автомобиле установлены два топливных фильтра.
Фильтр грубой очистки
Фильтр грубой очистки, обычно мелкоячеистый, служит для защиты топливного насоса от попадания в него крупных частиц.
Фильтр тонкой очистки
Кроме того, для дополнительной защиты более чувствительной топливной аппаратуры необходим фильтр тонкой очистки. Такой фильтр справляется с частицами, не видимыми невооруженным глазом, а также с продуктами износа топливного насоса из бензобака.
Топливный насос
Топливный насос отвечает за подачу топлива из топливного бака к топливным форсункам с постоянным давлением.
Топливные форсунки
Топливные форсунки отвечают за распыление топлива в камере сгорания.
Топливный фильтр
В данном случае необходим топливный фильтр оптимальной очистки. Фильтр состоит из элемента, находящегося в алюминиевом контейнере. Стрелка на корпусе показывает направление потока топлива. Этот компонент обычно устанавливается в инжекторных двигателях.
Можно ли ездить без топливного фильтра?
Существуют топливные фильтры грубой и тонкой очистки, которые присутствуют даже в наименее сложных автомобилях с карбюраторным двигателем. Отсутствие фильтра возможно только в двух случаях:
Неисправность сетки топливного насоса
Сетка топливного насоса может быть неправильно установлена или закреплена, что, к сожалению, является нередкой ошибкой автомехаников. При ремонте или диагностике топливной системы поток топлива может регулироваться напрямую, минуя фильтр. Примером может служить чистка топливных форсунок. К капоту подсоединяется специальный нагнетатель, который подключается к топливной рампе. Топливный насос отключается, и в нагнетатель заливается специальная жидкость для очистки топливной системы. После этого двигатель работает. При этом механик должен быть особенно осторожен: при работе с топливной аппаратурой необходимо строго соблюдать чистоту.
Фильтр необходим
Без фильтра машина будет работать только при небольшом ручном ремонте или при отсутствии чистоты на рабочем месте. Фильтр грубой очистки необходим для того, чтобы система не пострадала; фильтр тонкой очистки может справиться с более крупными загрязнениями, однако он быстро засорится. Топливный насос может сломаться, если в него из бака попадет крупная песчинка. Если частицы крупные, насос придется заменить, если нет — он продолжит работать, но будет вынужден перемалывать все, что находится на дне бака — песок, грязь, ржавчину.
Плохая фильтрация топлива имеет последствия
Отсутствие фильтра означает большие проблемы. Пострадает дорогостоящее топливное оборудование, такое как топливные насосы и форсунки. Поршень и втулка топливного насоса высокого давления могут быть повреждены одной крупной частицей. Форсунка на конце насоса имеет крошечные отверстия для распыления топлива. Чем они меньше и чем больше давление, тем лучше работает двигатель и тем меньше расходуется топлива. Например, в дизельном двигателе КАМАЗ имеется четыре отверстия диаметром 0,2–0,3 мм. Одна песчинка может легко забить одно или несколько из них, что приведет к ухудшению работы двигателя и увеличению расхода топлива.
Устройство топливного фильтра
Топливный фильтр тонкой очистки имеет конструкцию без корпуса, представляющую собой бумажную гармошку, свернутую в цилиндр. Существуют различные конструкции, некоторые из них имеют уплотнительные кольца в верхней части и небольшую рамку внизу для сбора воды. В качестве альтернативы могут быть предусмотрены трубки или каналы для отвода воды из корпуса без необходимости его разбора.
Специальная полость со съемной крышкой
Данный тип корпуса является основополагающим элементом топливной системы. Он оснащен штуцером для слива воды и нуждается в правильной упаковке. Для защиты от влаги его следует поместить в герметичный пакет или пленку. Новый Volkswagen Tiguan с дизельным двигателем комплектуется бескорпусным топливным фильтром тонкой очистки и дополнительной трубкой для отвода воды, скапливающейся на дне емкости. Фото: Henadzi Kilent / Shutterstock.
Корпусной фильтр
Корпусные фильтры, расположенные, как правило, в нижней части, изготавливаются из алюминия благодаря его устойчивости к коррозии. Иногда вместо него используется пластик. Внутри корпуса фильтра находится цилиндрическая гармошка из фильтровальной бумаги.
Типы корпусных фильтров
Карбюраторы
Давление топлива низкое, поэтому корпус небольшой, обычно из тонкого прозрачного пластика. Следить за состоянием фильтра легко, так как грязь и загрязнения видны на картридже. При наличии значительного количества остатков фильтр необходимо заменить.
Инжекторы
Более высокое давление и те же требования к очистке топлива — вот что делает инжекторы уникальными. Корпус изготовлен из алюминия, и на нем может быть указано номинальное давление. Если это так, то это означает, что внутри корпуса находится клапан, регулирующий давление. Три штуцера для этого типа фильтров — входной, выходной и обратный — для отправки лишнего топлива обратно в топливный бак.
Дизели
Топливный фильтр для дизельных двигателей обычно имеет вертикальную форму и может быть изготовлен из алюминия или толстостенного пластика. Имеется четыре штуцера: входной, выходной, возврат из топливной рампы и возврат в бак. Кроме того, внутри фильтра может быть расположен штуцер для слива воды или датчик воды.
Некоторые фильтры не имеют датчиков или фитингов.
В таких случаях на место датчика устанавливается заглушка, а датчик старого фильтра необходимо переставить. Давление, на которое настроен фильтр, можно найти на корпусе бензинового топливного фильтра. Топливный насос нагнетает топливо под высоким давлением, тем самым обеспечивая его бесперебойную подачу. Редукционный клапан снижает избыточное давление и направляет часть топлива обратно в бак.
Разница в давлении
Внешне оба фильтра могут быть похожи, однако давление в топливной системе в каждом случае не одинаково. В баке атмосферного двигателя топливный насос находится под давлением 4 бар, в то время как турбодвигателю с непосредственным впрыском для питания насоса требуется 6,6 бар. Далее это давление повышается до 40–60 бар. В зависимости от двигателя на корпусе фильтра может быть указано давление 4,5 и 3,8 бар.
Трудности замены необслуживаемых топливных фильтров
Замена необслуживаемых топливных фильтров может быть затруднена, так как процедура не прописана в регламенте. Это удорожает процесс. Кроме того, сам фильтр может не поставляться в качестве запасной части, поэтому необходимо приобретать топливный насос в сборе с фильтром.
Корпус топливного фильтра для Фольксваген Туарег Бензин
Замена этой детали не является обязательной, а ее приобретение — непростой задачей. При выборе подходящего топливного фильтра необходимо учитывать следующее:
VIN
Очень важно подобрать топливный фильтр по идентификационному номеру автомобиля, иначе двигатель не будет работать оптимально, что может привести к его поломке.
Уровень давления
Не стоит использовать топливный фильтр от двигателя с уровнем давления 4 бар для двигателя с турбонаддувом, имеющего давление 6,6 бар, так как это приведет к прерывистой подаче топлива. Двигатель будет работать ровно на холостом ходу, но под нагрузкой возникнут проблемы с осечками, недостаточным давлением и отсутствием разгона.
Потенциальная опасность установки фильтра с высоким давлением
Если установить фильтр с высоким давлением в двигатель меньшей мощности, форсунки будут подавать больше топлива, и смесь станет слишком богатой, что может привести к детонации. В этом случае топливно-воздушная смесь в цилиндре сгорает раньше положенного. Если система не сможет обнаружить эту проблему, то двигатель потребует серьезного ремонта.
Оригинальные фильтры могут быть недоступны или слишком дороги, но обычно существуют хорошие альтернативы. Чтобы выбрать подходящий фильтр, обратитесь к специалисту станции технического обслуживания.
Если вы выбираете фильтр самостоятельно, не выбирайте бюджетный вариант. У китайского бренда есть серьезная проблема с редукционным клапаном: каждый десятый фильтр громко воет при работе топливного насоса. Непонятно, поддерживает ли он нужное давление, но покупатели возвращают их быстро. Отбуксировать автомобиль не удается, он доезжает сам, но ситуация не из приятных.
Когда менять топливный фильтр
Сроки замены топливного фильтра определяются регламентом автопроизводителя. Например, для Volkswagen Polo Sedan это необходимо делать через каждое второе ТО или каждые 30 тыс. км. Он расположен рядом с топливным баком в нижней части автомобиля, поэтому к нему легко добраться. С другой стороны, у Kia Rio фильтр расположен внутри корпуса топливного насоса в баке. Для его замены необходимо снимать топливный насос и разбирать его, что необходимо делать каждые 60 тыс. км.
Правила эксплуатации дизельных двигателей
При рассмотрении вопроса о дизельных двигателях для грузовых автомобилей правила могут отличаться от правил для легковых автомобилей.
Например, для Volkswagen Transporter T6 топливный фильтр необходимо менять каждый второй раз, что соответствует 40 000 км пробега. В руководстве по эксплуатации автомобиля должно быть указано, как часто его необходимо менять.
В том случае, если за состоянием фильтра не следят и производитель не указывает сроки его замены, следует обратить внимание на поведение автомобиля и работу двигателя. Если топливный фильтр загрязняется, это приводит к появлению ярко выраженных симптомов.
Поиск и устранение неисправностей двигателя
Двигатель может начать периодически глохнуть и глохнуть, а после длительного простоя его трудно запустить. Кроме того, при подъеме на холм или под большой нагрузкой двигатель может тянуть не так хорошо, как раньше, что приводит к ощутимой вибрации и увеличению расхода топлива.
Если происходит что-то из вышеперечисленного, лучше всего отвезти автомобиль к профессиональному механику и проверить его. Однако первое, что они предложат,— это заменить топливный фильтр. Это часто является наиболее распространенной причиной подобных проблем, и это хорошая отправная точка для диагностики и решения проблемы.
Не забудьте про топливный фильтр
Необходимо помнить о топливном фильтре. Откладывать его замену не рекомендуется. Следует придерживаться правил или менять его чаще, если вы вынуждены заправляться в сомнительных местах.
Решив заменить его самостоятельно, нужно быть готовым к тому, что придется повозиться, а также справиться с трудностями, вызванными загрязнением или коррозией.
Знать стоимость замены фильтра
При прохождении технического обслуживания автомобиля обязательно узнайте, сколько будет стоить замена фильтра. Инструмент для самостоятельной замены может обойтись дороже, чем услуги специалиста, а фильтр обычно необходимо менять раз в два года.
Не жертвуйте качеством
Не стоит выбирать самый дешевый фильтр. Это может привести к проблемам в дальнейшем, возможно, когда вы будете в отъезде. В этом случае придется вызывать эвакуатор, чтобы вернуться домой.