Раскоксовка — это необходимый процесс очистки деталей двигателя, в первую очередь маслосъемных поршневых колец и дренажных каналов поршня, от загрязнений, таких как лаки, углеродистые отложения и шлам. Основными целями этого процесса являются: снижение расхода масла, уменьшение дымности отработавших газов, стабилизация компрессии, расхода топлива, мощности двигателя, а также избавление от детонации и странных вибраций.
Диагностика возможности применения коксования
Для того чтобы коксование было эффективным средством устранения неисправностей или неправильной работы двигателя, необходимо провести диагностику. Обычно это включает в себя:
- Видеоэндоскопию цилиндров: Это позволяет определить степень износа цилиндро-поршневого узла. Тщательный осмотр стенок цилиндра по окружности необходим для выявления повреждений и износа. Если полноценный эндоскоп недоступен, китайские «шнурки» могут рассмотреть только днища поршней, что дает минимальную информацию о состоянии цилиндров. Масляные пятна на стенках цилиндров, не удаленные маслосъемным кольцом, могут свидетельствовать о коксовании без значительного износа.
- Функция поворота камеры: Если эндоскоп оснащен этой функцией, то можно также осмотреть верхнюю часть камеры сгорания и обнаружить подтекание маслосъемных колпачков.
Осмотр турбомоторов
Проводится видеоэндоскопия турбины с целью оценки ее состояния и выявления разрушения лопаток турбины или ее корпуса, несоосности вала, наличия масла. Измеряется давление, чтобы определить состояние компрессионных колец и, соответственно, маслосъемного устройства. Также проверяется система вентиляции картера на предмет наличия в ней масла и отложений.
Осмотр масляной системы
Если есть возможность, осмотрите элементы масляной системы на предмет наличия в ней отложений.
Внешний вид камеры сгорания
Как должна выглядеть камера сгорания после проведения необходимых мероприятий по коксованию? (Мы включили в презентацию фотографии нашей работы).
Правильное и эффективное коксование
Как правильно и эффективно провести коксование?
Достижение чистоты деталей двигателя
Задача состоит в том, чтобы очистить детали двигателя от отложений, обеспечив контакт химического состава для коксования с деталями.
Мощная химия для очистки
Объем используемой химии должен быть достаточным, ее химическое действие должно быть достаточным для удаления отложений, а время контакта должно быть достаточно продолжительным. Другими словами, нужны сильные химические средства, их нужно наносить в нужном количестве на участки, требующие очистки, и выдерживать в течение подходящего времени для идеальной очистки. Существуют три метода декарбонизации с помощью химии:
Очистка цилиндров и масляной системы
Через цилиндры, через свечные колодцы (или, в некоторых случаях, форсунки) в течение заданного времени подается химический состав. При этом очищаются днище поршня, поршневые кольца, их канавки, поршневой дренаж, верхняя часть камеры сгорания, клапаны и их сопряжения.
Аналогичным образом жидкость добавляется в масло, которое затем циркулирует по масляной системе во время работы двигателя. При этом очищается масляная система, все поверхности, через которые поступает масло, маслосливные устройства и, в некоторой степени, компрессионные кольца и поршневой дренаж.
Химический впуск
Добавление определенных химических веществ в топливо или их впрыск во впускной тракт, днища поршней, компрессионные кольца, клапаны и верхнюю часть камеры сгорания может способствовать их очистке. Тем не менее маслосъемные кольца таким образом не очищаются, а значит, ни о какой водородной очистке или снижении расхода масла не может быть и речи. Если кто-то утверждает обратное, то он говорит неправду. Этот метод можно использовать только для предотвращения закоксовывания камеры сгорания и поддержания нормальной компрессии и чистоты форсунок непосредственного впрыска.
Цилиндровый метод — лучший для решения проблемы коксования
Наиболее эффективным решением проблемы коксования является использование цилиндров. Этот метод является тщательным и хорошо работает при использовании мощных химикатов. При правильном использовании он очень безопасен. По сравнению с этим использование масляной системы сопряжено с риском повреждения масляного насоса и балансировочных валов, если абразив будет вымываться каким-либо образом.
Использование масляной системы для коксования
Эта тактика полезна в следующих случаях:
- При наличии значительного количества остатков в масляной системе;
- При работе с оппозитными двигателями;
- Когда конструкция двигателя не позволяет легко добраться до цилиндров (например, дизели, некоторые V-образные двигатели, двигатели с закрытым доступом к цилиндрам из-за трудносъемного впускного коллектора и т. д.).
Разные кокили — разные эффекты
Коксообразующие средства, продающиеся в магазинах, могут существенно отличаться по своей эффективности и безопасности. Многие сильнодействующие составы при контакте с ними могут сдирать краску с таких деталей двигателя, как поддон и крышки. Это может привести к засорению маслоприемника и в конечном итоге к выходу двигателя из строя. В некоторых случаях, при неосторожном или слишком частом применении, некоторые кокинги могут вызвать химическое повреждение гильз двигателей GZox и Mitsubishi Shumma. При этом могут даже образовываться неровности на внутренних стенках цилиндров.
Замена моторного масла
Большинство растворов, не наносящих вреда краске, малоэффективны и не способны очистить маслосъемные кольца или слив поршней. Это затрудняет достижение значительного и долговременного результата.
Диагностика проблемы
Трудно найти место для тщательной диагностики. Обычно, когда речь идет о расходе масла, в магазине либо предлагают заменить маслосъемные колпачки, либо провести полную разборку-ремонт двигателя. Также могут предложить коксование неэффективными составами или очень привлекательную (но практически бесполезную) водородную очистку. Это пустая трата денег и надежды на правильное решение проблемы.
Причины и решения проблемы коксования
Причиной коксования обычно является нечастая замена масла. Важно не просто придерживаться рекомендованных производителем интервалов замены масла (которые обычно составляют 15 000 км, независимо от условий и типа автомобиля), поскольку это может привести к накоплению остатков масла. Во избежание коксования масло следует менять каждые 5 000 − 7 500 — 10 000 км в зависимости от условий эксплуатации.
Отработанное масло более подвержено горению
У масла, отработанного в течение длительного времени, резко снижается температура вспышки, и вероятность его воспламенения значительно выше. По мере уменьшения содержания щелочей в масле оно становится менее устойчивым к коррозии и образованию отложений. Чтобы предотвратить коксование двигателя и связанные с ним проблемы, важно своевременно менять масло.
Два примера владельцев автомобилей
Первый автовладелец имел автомобиль с пробегом 100 тыс. км и терял 1 л масла каждые 1000 км. Он менял масло каждые 15 тыс. км, и поршень был заметно изношен. Необходимо было заменить его.
У второго владельца была та же модель автомобиля с пробегом 400 тыс. км, он проходил техобслуживание каждые 7–8 тыс. км, но пару раз обкатывал ее и слишком рано заменил масло. В результате на 1000 км расходовалось всего 100–200 мл масла. Поршень был в отличном состоянии, и со временем расход масла прекратился. Этот двигатель должен пройти еще 200–300 тыс. км.
Следить за свежестью масла
Не затягивайте с заменой масла и выполняйте ее по графику. Кроме того, регулярно прокручивайте двигатель — это обеспечит его чистоту.