Что такое гидрокомпенсаторы и почему они стучат

Гидравлические компенсаторы (или «гидрики») существуют с 1930-х годов, когда они впервые были установлены на автомобилях Cadillac. Однако настоящую популярность они приобрели лишь спустя несколько десятилетий, когда началось развитие японской автомобильной промышленности.

Преимущества, которые дает использование гидрокомпенсаторов в работе газораспределительного механизма (ГРМ), перевешивают ту сложность, которую они вносят в конструкцию двигателя. Они не только упрощают обслуживание, но и снижают вероятность появления стуков.

Гидрокомпенсатор

Гидрокомпенсатор — это механизм в двигателе внутреннего сгорания, который регулирует тепловой зазор клапана двигателя. Раньше его приходилось периодически менять вручную. С появлением гидрокомпенсаторов эта необходимость ушла в прошлое, поскольку они регулируют его автоматически.

Зачем нужен гидрокомпенсатор?

Каждый четырехтактный двигатель внутреннего сгорания оснащен впускными и выпускными клапанами, которые отвечают за наполнение цилиндров топливно-воздушной смесью и выпуск отработавших газов. Работой клапанов управляет распределительный вал, имеющий специальные кулачки, которые в нужный момент прижимают клапан внутри цилиндра.

Между распределительным валом и деталью, открывающей клапан, находится тепловой зазор, роль которого заключается в компенсации неизбежного линейного расширения металлов под действием тепла, выделяемого при работе двигателя. Обычно размер зазора устанавливается производителем и составляет десятые доли миллиметра, что делает невозможным его обнаружение невооруженным глазом.

Автоматическая регулировка клапана

Малый зазор между клапаном и камерой сгорания может привести к нарушению герметичности, а большой зазор не позволит клапану закрыться должным образом, что повлияет на топливную способность цилиндра. Гидравлический компенсатор помогает автоматически регулировать зазор, а также предлагает:

  1. Простота обслуживания двигателя, так как не требует регулярной ручной регулировки.

Преимущества гидрокомпенсаторов

Применение гидрокомпенсаторов в двигателях внутреннего сгорания дает ряд преимуществ. К ним относятся:

  1. Снижение уровня шума при работе;

  2. Автоматизированная регулировка зазора в связи с износом деталей;

  3. Увеличение срока службы всего блока.

Конструкция гидрокомпенсаторов

Конструкция гидрокомпенсаторов, как правило, едина. Однако расположение этих компонентов зависит от типа двигателя:

— Двигатели с одним верхним распределительным валом (SOHC): В гнездах коромысел клапанов. — Двигатели с двумя верхними распредвалами (DOHC): В гнездах в головке блока цилиндров

Гидрокомпенсатор

Гидрокомпенсатор, часто называемый «гидро», представляет собой эффективный гидроцилиндр, содержащий плунжер, втулки плунжера, пружины плунжерного клапана, шарик (плунжерный клапан) и масляные каналы. Плунжер является основным компонентом гидрокомпенсатора. Шаровой клапан пропускает поток масла в полость, а пружина закрывает клапан после заполнения объема.

Кулачок распределительного вала и гидрокомпенсатор

При соприкосновении кулачка распределительного вала и рабочей поверхности гидрокомпенсатора создается давление, и клапан закрывается. Таким образом, усилие от кулачка распределительного вала передается на гидрокомпенсатор и заставляет клапан открыться. В процессе работы двигателя количество масла, необходимое для заполнения плунжера, автоматически изменяется, тем самым регулируя тепловой зазор.

Почему стучит гидрокомпенсатор?

Работа гидрокомпенсатора может сопровождаться шумом, напоминающим стрекот. Тем не менее, появление странных шумов не обязательно свидетельствует о проблемах с самим гидрокомпенсатором.

Причины стука на холодную

  1. Загрязнение каналов гидрокомпенсатора. При нагреве масла оно становится более жидким и лучше проходит по каналам, поэтому через некоторое время шум может исчезнуть.

Причины стука на «горячую»

  1. Неочищенное или некачественное масло, что будет устранено при замене отработанной смазки на новую;

  2. Использование более густого масла, чем указано в инструкции производителя;

  3. Повреждение клапана гидрокомпенсатора, вызвавшее утечку масла из шарового механизма.

Решение проблемы заключается в замене масла, использовании подходящего смазочного материала и осмотре клапана на предмет повреждений.

Избыток масла и износ гидрокомпенсатора

Факторами могут быть как избыток или недостаток масла в картере, так и износ и/или повреждение гидрокомпенсатора.

Как диагностировать неисправный гидрокомпенсатор

Звук неисправного гидрокомпенсатора похож на стрекот и может быть слышен сверху двигателя, под клапанной крышкой. В салоне он может быть слышен не всегда, особенно при наличии хорошей звукоизоляции.

Возможные причины громкого стрекотания

Звук может варьироваться от слабого шелеста до громкого стука, но если вы слышите громкое стрекотание, то стоит еще раз проверить уровень масла. Возможно, масло не доходит до оптимального уровня. Также следует осмотреть поддон двигателя, так как резкая кочка или вмятина при движении по бездорожью может препятствовать вытеканию масла.

Некачественная замена масла

Вероятно, использовалось некачественное масло, если стук появился сразу после очередной замены масла.

Что делать, если стучат гидрокомпенсаторы

Для восстановления работы гидротолкателя обычно достаточно заменить масло и фильтр. Если стук сохраняется, то, скорее всего, требуется замена гидрокомпенсаторов. В тех случаях, когда моторное масло меняется нечасто, может потребоваться замена или очистка масляного насоса или трубопроводов двигателя.

Если двигатель стучит

Если после запуска двигатель начинает стучать, можно еще немного поездить на нем, но не стоит затягивать с обращением в сервисную мастерскую. Неисправный гидрокомпенсатор может привести к серьезным повреждениям, например, системы газораспределения и головки блока цилиндров.

Предотвращение поломок

Чтобы избежать поломки, важно устранить неисправность гидрокомпенсатора до того, как она приведет к серьезным повреждениям.

Замена масла для защиты гидрокомпенсаторов

Для предотвращения разрыва гидрокомпенсаторов необходимо придерживаться общих указаний производителя, что, как правило, происходит при ежегодном техническом обслуживании. Однако в некоторых случаях этот интервал может быть сокращен — например, перед длительной поездкой или при движении в опасных условиях, под нагрузкой и т. д. Нет необходимости в постоянной замене гидрокомпенсаторов. При правильной эксплуатации эти компоненты обычно служат не менее 200 000 км.

Автомобили