На протяжении 25 лет китайский автопроизводитель Chery является одним из крупнейших игроков на российском автомобильном рынке. Модельный ряд материнской марки постоянно обновляется и расширяется, а премиальная линейка Exeed завоевывает все большее место. Кроме того, в ближайшее время в стране дебютируют бренды Omoda и Jetour. В этой статье мы вспомним о скромном становлении Chery и рассмотрим, что представляет собой компания сегодня.
Chery: Автопроизводитель с веселым именем
Основанная в 1997 г. в городе Уху (провинция Аньхой, Китай), компания Chery является государственной автомобильной компанией, возникшей на основе бурного роста промышленности и населения страны. Название компании «Qirui» в переводе на русский язык означает «особо одаренный» или «очень удачливый», а «Chery» в английском языке ассоциируется с «вишней» и «весельем».
Первоначально компания Chery была создана для производства двигателей и деталей для автомобилей. Однако со временем она превратилась в полноценного автопроизводителя. В декабре 1999 года с конвейера сошел первый серийный автомобиль — лифтбек Fengyun. Автомобиль также известен под названиями Fulwin, Windcloud, Flagcloud, A11, A168, Qiyun, Viana и Cowin 2. В России он известен как Chery Amulet и Vortex Corda.
Fengyun и его модификации
Fengyun и его производные — это, по сути, ремейки оригинального испанского Seat Toledo конца 1980-х — начала 1990-х годов. Когда компания Chery разрабатывала этот автомобиль, ему уже было 10 лет. После завершения работ в Европе он был запущен в производство в Китае. Благодаря минималистичному дизайну Джорджетто Джуджаро, просторному для своих размеров салону и огромному багажнику он стал отличной базой для бюджетного китайского автомобиля, такого как Cowin 2, и оставался на рынке вплоть до 2016 года, хотя спрос на него уже снизился из-за наличия более интересных и свежих альтернатив, доступных по той же цене.
Chery Amulet — автомобиль с плохими эксплуатационными характеристиками
С 2006 по 2008 год автомобиль Chery Amulet выпускался калининградским заводом «Автотор». В 2007 г. автомобиль Amulet прошел краш-тест, проведенный газетой «Авторевю»,— результаты оказались настолько удручающими, что многие отказались от его покупки. При низких стандартах безопасности и низкой коррозионной стойкости Chery Amulet пережил возрождение в России в 2010–2012 годах, когда на ТагАЗе он стал выпускаться под названием Vortex Corda. Специально для Российской Федерации был создан бренд Vortex, под которым на Таганрогском заводе собирались седан Estina (переименован в Chery Fora) и кроссовер Tingo (Chery Tiggo). Из трех ведущих моделей Vortex наименее востребованным оказался лифтбек Corda — было понятно, что в России эта модель мало что может предложить.
Триумфальный поворот Chery
В начале прошлого десятилетия прорывным продуктом компании Chery стал кроссовер Tiggo — имитация Toyota RAV4 второго поколения с 5-дверным кузовом. Китайский «Равик» несколько раз модифицировался и переименовывался (Tiggo FL, Tiggo 3, Vortex Tingo). Для многих россиян это был первый (а зачастую и последний) кроссовер, который они могли себе позволить — стоимость оказалась решающим фактором, и модель покинула наш рынок в 2020 году, когда Chery вышла на новый технологический уровень.
Кроссоверы Chery — новая эра качества
В 2019 году компания Chery представила на российском рынке два новых кроссовера — субкомпактный Tiggo 4 и компактный Tiggo 7. Эти автомобили не только привлекают внимание, но и заметно улучшают свои технические характеристики по сравнению с предшественниками.
Впервые бывшие владельцы автомобилей корейских, японских и европейских марок стали массово пересаживаться на Chery. Затем последовал впечатляющий посткризисный рост продаж в 2021 году: было продано 37 118 автомобилей против 18 139 в 2014 году. Это значительно выше, чем в 2019 году (6 358 единиц) и 2020 году (11 452 единицы).
Кроссоверы Tiggo 4 и 7 не только привлекли внимание людей, но и доказали, что Chery — надежный и качественный бренд, заслуживающий признания.
Chery представляет бренд Exeed в России
В 2020 году компания Chery вывела на российский рынок свой премиальный бренд Exeed. Первоначально, в связи с особенностями рынка, она получила название Cheryexeed, но к концу лета того же года была возвращена к первоначальному китайскому варианту — просто Exeed. В настоящее время автомобили Exeed продаются через собственную дилерскую сеть и даже через российские потребительские сайты. В настоящее время Chery и Exeed считаются двумя разными брендами.
Взрывной спрос на китайскую роскошь в России
Выяснилось, что спрос на китайскую роскошь в России растет, а начало геополитических событий в феврале этого года только усилило его. По мере того как европейцы, американцы и японские бренды премиум-класса уходили из страны, обеспеченные граждане стали все чаще обращать внимание на дорогие «китайские» варианты. В компании Chery быстро поняли, что на опустевшем российском рынке есть место еще для двух китайских брендов. Осенью этого года в продажу поступит первый, созданный специально для страны бренд Omoda (в Китае это просто линейка моделей Chery, таких как Arrizo и Tiggo), который относится к «высокому среднему классу», то есть находится где-то между Chery и Exeed. После этого, по слухам, будет выпущен молодежный бренд Jetour, ориентированный на Россию.
Jetour: Бренд, который процветает на китайском рынке
Бренд Jetour, дебютировавший в Китае в 2018 году, занял прочные позиции на рынке молодежных кроссоверов по относительно доступным ценам. Его успех был заметен: в 2019 году марка продала в Китае более 130 000 автомобилей, а в 2021 году это число увеличилось до 150 000. Однако Chery хочет большего, поэтому объявила о переформатировании Jetour.
Не все бренды Chery оказались столь же успешными. В 2009 году компания запустила сразу Karry, Rely и Riich, но из-за отсутствия четкого позиционирования и распыления ресурсов в 2012 году Rely и Riich были сняты с производства. Karry выжила, но потеряла свою мультиформатность — теперь она сосредоточена на производстве недорогих легких грузовиков и микроавтобусов.
Новая автомобильная компания
В 2007 г. компания Chery и израильское подразделение корпорации Kenon объединились для создания новой автомобильной компании. Первоначально она называлась CQAC (Chery Quantum Automotive Corporation), но в 2011 г. была переименована в Qoros. Новая марка была разработана с нуля для европейского и китайского рынков, а в перспективе и для мирового рынка.
Положительный прием
Модель Qoros 3 была представлена на Женевском автосалоне 2013 года и получила положительную оценку. Проевропейский дизайн и 5-звездочный рейтинг безопасности Euro NCAP заставили многих ожидать большого успеха китайско-израильской компании. К сожалению, что-то пошло не так.
Qoros пытается расширить свое присутствие в Европе
Qoros не удалось быстро внедрить дилерскую сеть в Европе, было продано всего несколько десятков автомобилей. Качество производства было неоднородным, поскольку сборка осуществлялась в Чанше (Китай). Даже в Китае продажи не были высокими. В 2014 году Chery создала дочернюю организацию Cowin Auto (ранее под Cowin подразумевались модели Chery). Эта новая компания была создана для работы с наиболее обездоленными слоями китайского общества, в частности с обедневшей молодежью в сельских городах.
Cowin Gets Gets Facelift
Модельный ряд марки Cowin, созданный на базе существующих моделей Chery, получил небольшое обновление. Однако продажи этих моделей были довольно низкими. В результате в июле 2020 года компания объявила о кардинальных изменениях в модельном ряду Cowin. Различия между моделями Cowin и Chery станут более четкими.
В 2024 году Cowin начнет выпускать автомобили с совершенно уникальным дизайном благодаря опыту бельгийца Лоуи Вермерша, который раньше работал в ателье Pininfarina. Каковы будут результаты этих изменений, пока неизвестно.
Chery сотрудничает с Jaguar Land Rover
В 2012 году китайский автопроизводитель Chery создал совместное предприятие с британским автопроизводителем Jaguar Land Rover, принадлежащим индийской компании Tata Motors. Цель — сделать британские автомобили более доступными в Китае, а производство началось в 2014 году.
Chery не участвует в повседневной деятельности предприятия, британцы сами принимают решения о том, что и как производить. Однако альянс с престижным брендом создает положительный имидж китайской компании.
Неудачные попытки Chery выйти на рынок США
В 2007 г. компания Chery предприняла попытку выйти на рынок США, заключив партнерство с Chrysler для выпуска бюджетных субкомпактных моделей A1 и Kimo под маркой Dodge. Однако вскоре от этой затеи отказались, предположительно из-за низкого качества китайских автомобилей.
В 2019 году калифорнийская компания HAAH Automotive Holdings попыталась вывести автомобили Chery на рынок США, предлагая высококлассные модели Exeed под брендом Vantas и более распространенные кроссоверы Chery под брендом T-GO. Этот план тоже не состоялся — официально из-за пандемии COVID-19, но предположительно из-за слишком амбициозных стратегий HAAH.
Однако в этом году удалось начать поставки автомобилей в Мексику, которая географически также считается частью Северной Америки, и там они продаются под маркой Chery.
Высокотехнологичные электромобили Chery
Несмотря на то, что электромобили компании не стоят на одном уровне с Tesla, Chery контролирует 4,8% китайского рынка электромобилей — четвертое место после BYD (26,9%), SAIC (13,4%) и Tesla (8,3%). Небольшие и доступные электромобили компании, такие как eQ1 и QQ Ice Cream, демонстрируют большой успех — в первом полугодии 2022 и 2020 годов в Китае было продано 46 914 и 54 097 единиц соответственно.
Возвращение в Россию
После распада ТагАЗа Chery начала собирать свои автомобили на черкесском заводе «Дервейс», а затем на некоторое время вернулась на калининградский «Автотор». Хотя разговоры о создании завода Chery в России велись, в настоящее время их нет. В августе вновь поднимался вопрос о возможности локализации производства в связи с его необходимостью в России, однако Chery не планирует этого делать, так как ее дела идут хорошо за счет экспорта из Китая.