Плотность дизельного топлива

Дизельное топливо является одним из основных компонентов, обеспечивающих работу автомобилей, сельскохозяйственной техники и железнодорожного оборудования. Качество дизельного топлива регламентируется ГОСТом и ТР ТС, и от него зависит работа двигателя внутреннего сгорания, в частности, его плотность. Этот показатель может изменяться в зависимости от внешних факторов. На плотность влияет наличие более тяжелых фракций. При снижении плотности топлива ухудшается испаряемость и ускоряется процесс образования нагара.

Плотность дизельного топлива

Плотность дизельного топлива — это показатель удельного веса, или отношение веса к объему. Этот показатель зависит от типа топлива и температуры. Он выражается в кг/м3 или г/см3.

Справочные значения

Удельный вес ДТ рассчитывается при температуре 20°C. При отклонении температуры значение должно быть изменено на коэффициент. Если топливо нагревается, то следует вычесть значение, если охлаждается — прибавить.

Изменяется ли плотность дизельного топлива в зависимости от температуры?

При измерении плотности дизельного топлива необходимо учитывать тип топлива, изменение температуры и наличие присадок. Это связано с изменением исходных величин — массы и объема. Так изменяется ли плотность дизельного топлива в зависимости от температуры?

Плотность ДТ в зависимости от температуры

Наиболее благоприятные показания достигаются при температуре 20°C.

Вычислительные нормы

При определении количества дизельного топлива в резервуарах и бочках инспекторы учитывают изменение его плотности. Расчеты производятся с помощью поправочных коэффициентов и сравнения значений с табличными данными. В летнее и зимнее время плотность различна.

Определение плотности дизельного топлива

В соответствии с действующими нормативными документами удельный вес дизельного топлива определяется следующим образом:

  • Летнее (теплые температуры) — 860 кг/м3
  • Холодное (работает до −35 °C) — 840 кг/м3
  • Арктика (работает до −50 °C) — 830 кг/м3

При температурах, превышающих норму, топливо густеет, что приводит к засорам в системе топливоподачи из-за наличия парафина.

Расчет плотности ДТ

Пошаговый процесс

  1. Получить из таблицы значение (в г/см3) плотности топлива при 20°C.

  2. Определить температуру дизельного топлива с помощью термометра. Допустим, она равна 31°C.

  3. Вычислить разность температур 31−20=11°C.

  4. Рассчитайте поправочный коэффициент 11×0,0007=0,0077 (г/см3).

Рассчитать плотность

Для определения плотности необходимо из указанного в паспорте значения DT вычесть поправочный коэффициент. Если температура ниже 20°C, то действует та же процедура. Но в итоге нужно не вычитать, а складывать значения.

Взаимосвязь между эффективностью и плотностью

Прямой зависимости не существует. Плотность зимнего дизельного топлива отличается от плотности летнего дизельного топлива, как указано в ГОСТе, и от температуры.

Экономия зимнего топлива

Утверждение о том, что зимнее топливо неэкономично, является неточным. В зимние месяцы расход топлива увеличивается из-за дополнительных расходов, таких как подогрев антифриза, магистралей, блока цилиндров, кабины и др.

Расчет плотности при 20°C

Для теоретической оценки необходимо: — Измерение с помощью ареометра и термометра в емкости с топливом.

Расчет разности температур

Чтобы правильно определить тип топлива, необходимо рассчитать разницу температур и использовать поправочный коэффициент. От этого будет зависеть вязкость и возможность его использования в различных климатических условиях.

Зависимость плотности, расхода и эксплуатации

Плотность топлива дает информацию о том, в каких условиях его можно использовать и как оно влияет на работу двигателя. Если выбрать неправильное дизельное топливо, то это может привести к серьезным последствиям.

Ухудшение двигательной активности

Двигатель становится слабее, ему труднее заводиться и вырабатывать крутящий момент. Езда по мокрой, заснеженной или холмистой местности с обычной массой автомобиля приведет к увеличению расходов на топливо, повреждению двигателя и увеличению количества углеродистых отложений.

Плотность и качество ДТ

Плотность влияет на то, какие компоненты входят в состав топлива. Высокая плотность означает, что в ДТ содержится больше тяжелых углеводородов, что приводит к плохой эмиссии топлива, замедлению скорости смешивания топлива, проблемам с двигателем, увеличению расхода дизельного топлива и увеличению количества углеродистых отложений.

Требования, определяемые ГОСТом

В зависимости от вида топлива ГОСТ устанавливает определенные технические требования, которым должно соответствовать топливо. При этом необходимо учитывать несколько факторов:

  1. Содержание серы

  2. Климат, в котором оно будет использоваться

  3. Маркировка

  4. Классификация

  5. Экологический класс и другие параметры. Все это влияет на технические характеристики топлива и возможности его использования.

Требования к составу дизельного топлива

ГОСТ Р 305−82 и 52368−2005 устанавливают допустимое количество примесей и плотность по маркам. Превышение этих показателей негативно сказывается на работе двигателя внутреннего сгорания, силе впрыска топлива и составе отработавших газов. ГОСТ запрещает присутствие водных растворов из-за опасности коррозии и повреждения фильтров и насосов.

Расход топлива в зимний период

Густота дизельного топлива определяет мощность, выделяемую при работе двигателя внутреннего сгорания. Поскольку зимнее дизельное топливо более жидкое, чем летнее, расход топлива возрастает (из-за меньшего выделения энергии). Кроме того, зимой топливо расходуется на обогрев кабины водителя, топливной системы, подогрев масла и т. д.

Может ли дизельное топливо замерзнуть?

Летнее топливо категорически запрещено использовать из-за содержания в нем парафина. Это снижает текучесть дизельного топлива, что может привести к его застыванию при понижении температуры.

Как ведет себя дизельное топливо в холодную погоду?

Вязкость дизельного топлива при низких температурах определяется его типом и количеством фракций в составе. Если в дизельном топливе есть вода, то при температуре ниже 0°C она кристаллизуется, образуя лед в баке и блокируя топливную систему. Когда топливная система прогреется, поток топлива возобновится.

Проверка наличия зимнего топлива

Для определения вида топлива, отпускаемого на АЗС, необходимо учитывать время года. Летнее топливо отпускается в теплое время года, а зимнее — в холодное. Определить вид отпускаемого топлива несложно. Налейте около 100 мл топлива в прозрачную емкость и поместите ее в морозильную камеру. Если жидкость помутнеет, значит, в ней содержатся парафины. Зимнее топливо должно сохранять свои свойства при температуре −22°C, а арктическое — при температуре −34°C (хотя эти температуры недостижимы для холодильника).

Оценка текучести для определения плотности зимы

При попытке самостоятельно определить зимнюю плотность ДТ можно использовать несколько методов. Один из них — оценка текучести. Налейте немного ДТ на металлическую поверхность. Если оно стекает без проблем, остается жидким и не мутнеет, значит, его можно использовать. Если же он стекает медленно и мутнеет, то его использование приведет к кристаллизации, что обездвижит автомобиль. Данный способ можно использовать только при температуре ниже −10°C.

Проверка консистенции

Если на улице холоднее −20°C, внимательно осмотрите топливо на предмет помутнения или загустения. Лучше всего выбрать другую заправку для дозаправки.

Оценить с точностью

Для получения точных данных нагрейте топливо до 20°C и измерьте его температуру с помощью ареометра. Сравните полученные результаты с таблицей значений.

Оценка ДТ после заправки

Если после заправки проводится оценка ДТ и полученные данные показывают, что топливо не соответствует нормам, то необходимо снизить скорость кристаллизации. Для этого в бак следует залить высококачественное дизельное топливо.

Шаг весовой модификации

Поправочный коэффициент — это шаг изменения массы. В соответствии с ГОСТом он составляет 0,0007 ед.

Показатели нефтепродуктов

Плотность дизельного топлива значительно больше плотности бензина — АИ-92 составляет 0,76 г/см3, АИ-95 − 0,75 г/см3, АИ-98 − 0,78 г/см3. Наименьшей плотностью обладает сжиженный газ — 0,53 г/см3, а авиационный керосин имеет плотность 0,81 г/см3. Эти значения определяются количеством легких фракций, которые имеют температуру кипения +50°С. Топливо остается жидким независимо от времени года. Кристаллизация начинается при температуре −60°С.

Вычисление ДТ Основные метрики

Для получения точных данных необходимо учитывать температуру, марку топлива и поправочный коэффициент (дизельное топливо +20°С, бензин +15°С). Результаты, полученные другими методами, могут быть несколько смещены, а истинные цифры получаются только при лабораторных испытаниях и использовании специализированного оборудования.

Расчет массы

Чтобы определить массу нефтепродукта, необходимо умножить плотность на количество топлива. На нефтебазах резервуары маркируются маркерами и таблицами, иллюстрирующими погрешности измерений.

Оценка объема

При реализации продукта важно определить объем топлива. Рассчитайте массу, разделив ее на плотность топлива. Массу находят из сопроводительных документов, а плотность дизельного топлива можно определить по классу из документов. При отсутствии данных измерения проводятся с помощью гидрометра.

Вычисление плотности

Процедура выполняется как сравнение массы с объемом пространства. Исходные данные либо включены в сопроводительные записки, либо могут быть выработаны: масса — путем взвешивания сосуда, а объем — по этикеткам на контейнере. При оценке плотности не забудьте учесть температурные факторы, которые влияют на поправки.

ДТ