На работе я наткнулся на термин «неэтилированный бензин», и мне пришлось выяснить, что это такое и чем он отличается от других видов топлива, таких как Аи-92, Экто, ДТ и т. д. Чтобы лучше понять это, нужно обратиться к техническим характеристикам современных автомобилей. Многие владельцы отмечают, что в их автомобилях разрешено использовать только неэтилированное топливо, а иногда и вовсе запрещено использование этилированного. Как же отличить эти два вида топлива? Давайте рассмотрим различия.
Переработка нефти для получения бензина
При переработке нефти получают бензин с октановым числом значительно ниже необходимого. Такая смесь, называемая также переработанным топливом, обычно имеет значение от 56 до 60, что далеко от стандартного 92-октанового бензина. Чтобы получить топливо, пригодное для автомобилей, производитель должен повысить октановое число. Для этого существует два способа: один из них опасен и больше не используется, другой — более экологичен. Именно в этих способах и кроется ответ на наш вопрос.
Опасность этилированного бензина
Этилированный бензин получают путем смешивания топлива с определенным типом присадок, что считается наиболее эффективным способом создания топлива. Присадка — тетраэтилсвинец — смешивается с исходным топливом, полученным в процессе дистилляции, и улучшает его качество. К сожалению, этот метод уже почти 20 лет запрещен из-за его токсичности. Свинец, содержащийся в выхлопных газах, накапливается в легких и может вызывать рак у человека. Кроме того, использование этилированного бензина может привести к повреждению нейтрализатора выхлопных газов, который входит в состав каждого автомобиля. После одной заправки нейтрализатор может быть поврежден, а датчик «барашек», контролирующий уровень кислорода в выхлопных газах, выйдет из строя, что приведет к неправильной работе иномарок. В связи с этим многие импортные автомобили не могут нормально работать, если их нейтрализатор (катализатор) был поврежден этилированным бензином.
Неэтилированное топливо
Неэтилированный бензин производится путем добавления присадок, менее эффективных, но экологически безопасных (без свинца). Определенной присадки не существует — она может варьироваться в зависимости от производителя топлива. Для повышения октанового числа топлива в его состав вводят спирты и эфиры. Эти присадки не столь эффективны, но они гораздо более экологичны и не содержат свинца. Такого топлива хватит на тысячи километров пробега.
No Lead, Please!
Неэтилированный бензин не содержит тетраэтилсвинца, а состоит из спирта или дополнительных компонентов. Много лет назад в Советском Союзе был популярен 93-й бензин, который 20–25 лет назад был объявлен вне закона. В настоящее время в России используется исключительно неэтилированное топливо. Чтобы понять историю этилированного бензина, необходимо обратиться к прошлому.
Свинцовосодержащий бензин: Решение проблемы детонации топлива в XX веке
С момента зарождения автомобильной промышленности в начале XX века проблема детонации топлива в двигателях внутреннего сгорания была одной из основных. Рафинированное топливо, получаемое при первичной переработке нефти, имело низкое октановое число, что делало его непригодным для многих двигателей. Повышение октанового числа путем вторичной переработки было дорогостоящим и сложным, поэтому необходимо было найти альтернативный способ.
Компания General Motors разработала ответ на этот вопрос, добавив в бензин этиловые примеси (тетраэтилсвинец). Этот процесс значительно повышал октановое число, но, к сожалению, был токсичен. Был открыт завод GM по производству этилированного бензина, который был дешевле, но и опаснее обычного бензина. Этот факт некоторое время скрывался от общественности.
Свинец и неэтилированный бензин: Сказка о прибыли и яде
Свинцовый и неэтилированный бензин дебютировали в США, а затем появились и в других регионах. Разница в стоимости была поразительной. Однако вместо того, чтобы информировать общественность о рисках для здоровья, связанных с этилированным топливом, эта информация замалчивалась. Это лишь способствовало росту популярности этилированного бензина, который в итоге вытеснил неэтилированный в качестве основного.
В погоне за огромными прибылями замалчивалась правда о тетраэтилсвинце — добавке, содержащейся в этилированном бензине и представляющей опасность для здоровья человека. Сообщения об отравлении токсичными газами на предприятиях, производящих этилированный бензин, не предавались огласке, а выдавались за аварии на химических производствах.
Свинцовое отравление: Хронология
Только по прошествии двух десятилетий стали очевидны убедительные доказательства катастрофического воздействия этилированного топлива на окружающую среду и здоровье человека. Тем не менее, полностью прекратить производство этого вида топлива в США удалось лишь спустя еще тридцать-сорок лет. В начале 80-х годов в США было запрещено производство двигателей, работающих на таком топливе, а вскоре после этого этилированное топливо перестало продаваться на автозаправочных станциях. В Европе запрет на использование этилированного топлива действует с 2000 года, а в России этилированный бензин был запрещен только в 2002 году.