Климат-контроль как это работает

Климат-контроль — это функция, которой обладают некоторые автомобили, и мы рассмотрим, как она работает и какие преимущества имеет по сравнению со стандартным кондиционером.

Принцип работы

Многие водители и пассажиры замечали, что при включении кондиционера на охлаждение через некоторое время в салоне становится очень прохладно. При включении отопителя наблюдается обратная картина — через некоторое время вместо теплого воздуха в салоне появляется «ташкентский». Причина в том, что штатные кондиционеры и отопители не могут измерить температуру в салоне и продолжают работать с прежней интенсивностью до тех пор, пока водитель вручную не уменьшит скорость вентилятора и не закроет воздушную заслонку.

Климат-контроль — нет необходимости беспокоиться о температуре

Прошли времена ручной регулировки температуры в автомобилях; климат-контроль позаботится обо всем! Все, что нужно сделать водителю,— это установить желаемую температуру (идеальной для человека считается 22–24°C) и предоставить системе позаботиться обо всем остальном.

Как это работает? Для поддержания постоянной температуры используется комбинация кондиционера и отопителя, а также датчики температуры внутри автомобиля. Датчики определяют, когда температура внутри автомобиля начинает снижаться, и включается обогреватель. Если температура становится слишком теплой, включается кондиционер. В действительности система климат-контроля и принципы ее работы несколько сложнее, чем описано здесь.

Система климат-контроля: основы

Процесс управления климатической установкой достаточно прост. Воздушный поток поступает извне и с помощью вентилятора всасывается в испаритель. В испарителе воздух охлаждается и осушается. После этого воздух направляется в печку, где нагревается и поступает в салон. Основная роль системы климат-контроля заключается в комбинировании холодного и теплого воздуха таким образом, чтобы достичь желаемой температуры, заданной водителем или пассажирами.

Климат-контроль

В любой момент времени для регулирования микроклимата может быть использован либо кондиционер, либо обогреватель. Решение принимается не только на основании показаний датчиков в салоне, но и с учетом температуры наружного воздуха. В таких случаях используется внешний датчик температуры. Иными словами, при заданной целевой температуре, как в летний, так и в зимний период, климат будет поддерживаться автоматически.

Совершенствование управления климатом

Для обеспечения оптимального климат-контроля необходим ряд компонентов: датчики, потенциометры, воздуховоды и программное обеспечение. Например, в холодную погоду базовые системы просто подают холодный воздух в салон, в то время как более совершенные системы климат-контроля направляют поток на стекла для оттаивания и предотвращения запотевания, затем на ноги, когда двигатель прогрет, и затем на область лица, когда достигнута желаемая температура. Кроме того, современные системы учитывают интенсивность солнечного света, влажность и качество наружного воздуха, позволяя в случае его загрязнения осуществлять рециркуляцию.

Автоматизированный климат-контроль

Автоматизированные системы климат-контроля оснащены возможностью самостоятельно определять, куда, с какой интенсивностью и при какой температуре подавать воздух. Для достижения желаемой температуры может потребоваться некоторое время, которое зависит от внешней температуры. Вы можете выбрать температуру от 14 до 28 градусов Цельсия. Эта система предлагается в одно-, двух- (можно установить раздельную температуру для водителя и пассажира), трех- и даже четырехзонном варианте. В двух последних задние пассажиры могут устанавливать свою индивидуальную атмосферу.

Выбор системы климат-контроля

Если у вас и вашего спутника разные температурные предпочтения, целесообразно выбрать двухзонную систему климат-контроля. В самых современных моделях они, как правило, устанавливаются. Обратите внимание, что при запросе о максимальном разбросе температур, который может выдержать система, не всегда можно установить температуру 17 градусов Цельсия для водителя и 25 градусов для пассажира. Разброс температур может быть ограничен 2–3 градусами Цельсия. В результате, если водитель устанавливает температуру 21 градус, то пассажир может выбирать только между 18 и 24 градусами. Чем более совершенной является система климат-контроля, тем выше ее стоимость, но и тем больше возможностей для выбора у водителя и пассажира.

Рассмотрим возможность установки датчиков температуры в нескольких местах

Необходимо обратить внимание на количество датчиков температуры в кабине. Горячий воздух естественным образом поднимается вверх, а холодный скапливается в нижней части салона. Например, если датчик расположен на крыше, то, скорее всего, пассажирам будет подаваться не теплый, а холодный воздух. Это связано с тем, что датчик, расположенный сверху, будет считать, что салон уже нагрет до необходимой температуры, а на самом деле это может быть не так. Поэтому, как правило, лучше работают системы с датчиками, расположенными как снизу, так и сверху. Если же это невозможно, то подходящим компромиссом будет размещение датчиков непосредственно на передней панели, т. е. посередине.

При покупке автомобиля с многозональным климат-контролем

При покупке автомобиля с трех- или четырехзонным климат-контролем целесообразно поинтересоваться наличием дополнительных блоков отопителя/кондиционера в задней части салона. Обычно даже в дорогих моделях устанавливаются только вентиляторы, что увеличивает разницу между планируемой и реальной температурой в задней части автомобиля.

Автомобили