В условиях постоянно растущих цен на бензин российским автовладельцам приходится нести особую финансовую нагрузку. Расход топлива автомобиля — один из факторов, который многие покупатели учитывают при совершении покупки. Мы расскажем, как определить расход топлива автомобиля и как ездить на нем экономно.
Для точного измерения расхода топлива не нужны специальные приборы
Для получения точных, как в аптеке, данных о расходе топлива не нужно ничего особенного. Достаточно немного посчитать количество израсходованного автомобилем бензина или дизельного топлива с погрешностью 0,1–0,2 л на 100 км. Это легко сделать, приняв во внимание пройденный пробег.
Расчет расхода топлива
Шаг 1: Замерьте пройденный километраж. Шаг 2: Заправьте бак на той же заправке. Шаг 3: Запишите объем заправленного топлива. Шаг 4: Рассчитать расход топлива с помощью калькулятора. Формула выглядит следующим образом: Расход (л/100 км) = (Объем второй заправки/Пробег) × 100. Например, если автомобиль проехал 690 км и было добавлено 65 л топлива, то результат рассчитывается следующим образом:
Расчет расхода топлива
Расчет расхода топлива можно выразить как: ((65/690)* 100), что равно 9,42 л/100 км. Такой подход является ошибочным из-за особенностей конструкции топливного бака автомобиля и установки заправочной колонки на АЗС.
Известно, что даже после «отсечки» заправочного пистолета в автомобиль может быть добавлено еще топливо, причем зачастую это может быть несколько литров. Так, если взять пример, приведенный выше, и автомобиль фактически израсходовал не 65, а 67 литров, то средний расход составит 9,71 л/100 км.
Максимальная точность
Существует две основные стратегии повышения точности расчетов. Первая — отказаться от использования заправочных станций и заправлять бак автомобиля вручную из мерных емкостей. Для этого необходимо дважды осторожно залить топливо «под горлышко» и тщательно следить за объемом добавленного топлива.
В качестве альтернативы точность можно повысить более простым способом, увеличив продолжительность измерения. Для этого необходимо несколько раз заправить и использовать автомобиль, отмечая каждый раз количество добавленного топлива. Затем по тому же уравнению вычисляется средний расход, в числителе которого стоит общее количество залитого топлива, а в знаменателе — пройденный путь от первой до последней заправки.
Измерение расхода топлива автомобиля
Большой пробег и частые поездки на АЗС позволят свести к минимуму влияние неточностей в показаниях топливомера. Для получения более полных данных целесообразно провести две отдельные оценки: одну — для измерения характеристик автомобиля в городских условиях, другую — для езды по шоссе. Это позволит определить расход топлива автомобиля в обеих условиях и сравнить его с собственным средним расходом топлива при комбинированной езде. Для этого необходимо определить, какая часть ваших регулярных поездок приходится на город, а какая — на пригород.
Расчет стоимости
Эту стоимость можно рассчитать с помощью простого уравнения: средний расход = (расход в городе * км в городе + расход на трассе * км за городом) / общий пробег.
Для иллюстрации возьмем пример человека, который ездит на работу — 25 км по городу и 15 км за его пределами. Если расход топлива в городе составляет 10,5 л/100 км, а на трассе — 8 л/100 км, то расход в смешанном цикле составит (10,5 × 15 + 8 × 25) / 40 = 8,94 л/100 км.
Определение истинного расхода топлива автомобиля
Рассчитывая расход топлива своего автомобиля, владельцы часто обнаруживают, что он заметно отличается от заявленного производителем. Этого следовало ожидать, поскольку измерения на заводах и в сертификационных лабораториях проводятся по единой международной методике, основанной на приближенных к идеальным дорожных условиях. Это позволяет точно сравнивать топливную экономичность от автомобиля к автомобилю. Однако при таком цикле измерений невозможно учесть какие-либо внешние факторы, такие как погода, дорожная обстановка или рельеф местности.
Факторы топливной экономичности
Хотя владелец автомобиля может влиять на расход топлива, техническое состояние автомобиля имеет первостепенное значение. Если все детали работают оптимально и имеют лишь незначительный износ, то заметной разницы в расходе топлива нет. Если же воздушный фильтр забит, свечи зажигания устарели, датчик холостого хода неисправен, форсунки изношены, тормоза некачественные, углы установки колес неправильные и другие проблемы, то расход топлива будет снижаться.
Сопротивление на высоких скоростях
Воздух препятствует скорости автомобиля, поэтому для его преодоления требуется большая часть мощности двигателя. При изменении обычных кузовных панелей или добавлении дополнительных внешних элементов (дефлекторов, багажника и т. д.) аэродинамические характеристики могут резко снизиться, что приведет к увеличению расхода топлива.
Более тяжелый автомобиль требует больше энергии
Чем больше весит автомобиль, тем больше энергии должен затратить силовой агрегат, чтобы привести его в движение. Это, в свою очередь, требует дополнительного расхода топлива. Давление в шинах. Помимо воздуха, колеса автомобиля создают значительное сопротивление. Если давление в шинах ниже рекомендуемого, даже на небольшую величину, они будут сильнее деформироваться при вращении, и двигатель снова потребует больше энергии.
Качество топлива
При заправке низкокачественным бензином или дизельным топливом, помимо прочих проблем, может снизиться мощность двигателя. В результате Вам придется сильнее нажимать на педаль газа, что приведет к увеличению расхода топлива.
Стиль вождения
При езде на высоких оборотах, резких ускорениях и резком торможении двигатель вынужден совершать дополнительную работу. Это приводит к тому, что двигатель испытывает большее голодание, чем при более равномерном и постоянном движении.
Расход топлива и закон
Физические лица могут использовать на своем личном автотранспорте сколько угодно топлива. Но для коммерческих организаций закон устанавливает ограничения на расход топлива. Эффективность оценивается не экспериментально, а теоретически. Государство устанавливает различные нормы для разных типов автомобилей. Отклонение от этих норм требует оформления дополнительных документов и может привести к крупным штрафам.
Расчет расхода топлива
Министерство транспорта России выпустило документ — Распоряжение № АМ-23-р, в котором изложена методика определения расхода топлива при поездке. В первую очередь она предназначена для компаний, имеющих собственный автопарк, но может быть использована и людьми с личным автотранспортом.
Методика для легковых автомобилей подробно описана в параграфе 7 главы 2. В нем говорится, что расход топлива можно рассчитать, умножив общее пройденное расстояние в километрах на норму расхода топлива автомобиля в литрах на 100 км.
Расчет стандартного расхода
Стандартный расход (НР) рассчитывается как 0,01 * BNR * Пробег * (1 + 0,01 * PC). BNR означает базовую норму расхода, а PC — поправочный коэффициент. Он учитывает рельеф местности, климат и плотность населения в районе эксплуатации машины. Весомость различных факторов, влияющих на расход, указана в главе 2 Приказа Минтранса.
Кроме того, в некоторых регионах действуют зимние надбавки. Например, в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге они составляют 10%. Они действуют с сентября по март. В Кабардино-Балкарии, напротив, действует надбавка в размере 5%, срок действия — с декабря по март. В Якутии и Чукотском автономном округе с октября по май действует надбавка 20%.
Зимние поправки по регионам
Каталог зимних правил в зависимости от региона можно найти вПриложении № 2 к Приказу Минтранса. Отдельно следует рассмотреть фундаментальную норму расхода топлива (BNR). Его величина определяется заявленным производителем автомобиля расходом топлива и коэффициентом (K), учитывающим мощность двигателя:BNR = Заявленный расход * KТаким образом, базовый коэффициент использования топлива для автомобиля с 1,8-литровым бензиновым двигателем и заявленным расходом 9,5 л/100 км составит:
Сокращение расходов на топливо с помощью простых рекомендаций
Если вы хотите сэкономить на бензине, вы можете воспользоваться несколькими простыми советами, чтобы снизить расход топлива вашего автомобиля.
Проверьте давление в шинах. Если следить за тем, чтобы шины были накачаны должным образом, то это может увеличить пробег автомобиля на 3,3%.
**Сократить холостой ход При работе на холостом ходу расходуется до 0,6 галлона бензина в час. Выключайте двигатель, если планируете простоять на месте более 30 секунд.
Снизить скоростьПревышение скорости может снизить эффективность использования топлива на 33% при движении по шоссе.
Используйте круиз-контроль. Круиз-контроль помогает поддерживать постоянную скорость движения и позволяет увеличить расход топлива на 14%.
Убрать лишний вес. Лишний вес автомобиля может снизить его топливную экономичность на 2%, поэтому уберите все лишнее, например, клюшки для гольфа, велосипеды или туристическое снаряжение.
Техническое обслуживание автомобиля
- Обеспечьте своевременное и квалифицированное техническое обслуживание автомобиля.
- Устанавливайте багажники и дополнительные элементы только в том случае, если они необходимы для перевозки груза.
- Систематически проверяйте давление воздуха в шинах.
- Заправляйтесь на проверенных заправочных станциях, а для бензиновых автомобилей — используйте бензин с соответствующим октановым числом.
- Измените стиль вождения, чтобы он был более равномерным.
Использовать предпусковой подогреватель.
Когда наступает зима, вместо холостого прогрева двигателя лучше использовать предпусковой подогреватель. Это позволит сэкономить электроэнергию и время.