В 1862 г. Ли Хунчжан основал в Шанхае «Шанхайское бюро иностранных орудий» — военное предприятие, на котором для изготовления артиллерийских снарядов работали всего 50 сотрудников из Гонконга. Компания Changan Auto утверждает, что это и есть отправная точка их марки, хотя в некоторых источниках это вызывает вопросы. Мы будем придерживаться официальной позиции компании, пока не будет доказано обратное.
Ли Хунчжан
Ли Хунчжан родился 15 февраля 1823 года и имеет интересную историю жизни. В его жизни было много ролей: чиновник, военный генерал, дипломат. Французская газета Le Siècle окрестила его «желтым Бисмарком». Ли Хунчжан очень любил Россию и помогал ей в борьбе с Японией и Великобританией.
Наследие
Ли Хунчжан стал бессмертным благодаря основанной им компании.
Переломный момент в истории фирмы
Важным событием в истории компании стало начало китайско-японской войны в 1937 году. К сожалению, о последующих десятилетиях известно немного, однако некоторые неполные записи свидетельствуют о том, что завод переехал в Чунцин и стал называться 21-м Арсеналом. Во время Второй мировой войны он подвергался атакам японских самолетов, а 29 ноября 1949 г. — во время гражданской войны в Китае — 2000 тайваньских диверсантов попытались взорвать завод.
Фирма вновь появляется в 1958 году
В следующий раз предприятие оказалось в центре внимания в 1958 г., когда оно было переименовано в Chongqing Chang’an Arsenal. Вскоре завод претерпел еще несколько изменений — он был переименован в Chongqing Changan Machinery Works и начал выпускать внедорожники Changjian 46.
Поиск первого китайского автомобиля
Поиски «первого китайского автомобиля» распространились и на этот автомобиль. Некоторые СМИ часто приписывают Changjian 46 роль первого серийного китайского военного внедорожника, однако он не был первым легковым автомобилем. 46-я модель была всего лишь клоном популярного американского Jeep CJ5. Он оснащался 2,2-литровым двигателем, полученным с завода Xiangjiang Machinery Works, который также был копией Jeep Go Devil. Этот 4-цилиндровый двигатель развивал мощность 75 л. с. и позволял автомобилю развивать максимальную скорость 115 км/ч. Масса автомобиля составляла 1150 кг, а средний расход топлива — 13,7 л на 100 км.
Янцзы протекает через Чунцин
Термин «Чанцзян» связан с рекой Янцзы, протекающей через Чунцин. К сожалению, общее количество выпущенных автомобилей было мизерным — с 1959 по 1963 год было произведено всего 1390 экземпляров.
Смещение в Пекин
По данным сайта CarNewsChina, в 1963 г. производство было перенесено в Пекин, а предшественником пекинского завода стал Chongqing Changan Machinery Works. Однако эта версия не является общепринятой. С одной стороны, это объясняет отсутствие какой-либо четкой информации о деятельности Changan в последующие два десятилетия после запуска Changjian 46.
Появление Changan в автомобильной промышленности
В период с 1963 года до начала 1980-х годов о деятельности завода ничего не было слышно. Но в 1984 г. с конвейера сошли первые автомобили под маркой Changan. Это были микроавтобус Changan SC112 и его грузовая версия SC110. Известно, что в начале 80-х годов в городе Гуанчжоу были приобретены два грузовика Suzuki Carry ST-90, которые были разобраны до гаек и болтов для изучения. Тем не менее, повторить японскую модель не удалось. Основными препятствиями стали проблемы с двигателями, приборными панелями и кабинами.
Невероятный успех Changan
Китайская компания Changan сумела поразить японский бренд, самостоятельно выпустив сложный продукт без посторонней помощи. Это было сделано путем обратного инжиниринга, и в результате получился автомобиль Suzuki Carry. Для дальнейшего изучения Carry компания Changan приобрела еще несколько автомобилей. На них устанавливались как 3-цилиндровый 0,5-литровый двигатель, так и 0,7-литровый четырехцилиндровый агрегат.
Эта инновация Changan привела к подписанию 2 марта 1984 года соглашения о техническом и торговом сотрудничестве с компанией Suzuki. Менее чем через семь месяцев было налажено серийное производство моделей SC112 и SC110. Это стало невероятным достижением для Changan и шоком для японского партнера.
Веха пройдена
С 1984 по 1986 год было выпущено более 10 тыс. мини-грузовиков, что стало выдающимся достижением. Вскоре компания Changan стала эталонной, что позволило назвать ее «фирменным блюдом Чунцина». Правительство также поддерживало компанию, оказывая всестороннюю поддержку в производстве, исследованиях и разработках мини-автомобилей.
Выпуск компанией Changan миниатюрных грузовиков
В 1989 году компания Changan выпустила версию грузовика SC110 с двухрядной кабиной. Затем, 18 мая 1990 г., они представили 10 минивэнов для 11-х Азиатских игр общей стоимостью 400 тыс. юаней. Этот успех способствовал установлению более тесных связей между Changan и Suzuki, в результате чего в июне 1993 г. было создано совместное предприятие Chongqing Changan Suzuki Automobile Co. Уставный капитал этого совместного предприятия составил 190 млн. долларов США, 51% акций принадлежал Changan, 39% — Suzuki Japan, 10% — Suzuki Investment Co.
Changan Suzuki: начало
Компания Changan Suzuki уже имела опыт производства автомобилей, поэтому для начала производства была выбрана модель Suzuki Alto 1984 года выпуска. 25 марта 1995 г. с конвейера Changan Suzuki сошел первый тестовый Alto SC7080, а 1 апреля того же года началось серийное производство этой же модели.
Успех совместного предприятия продолжал расти, что привело к тому, что 25 апреля 2001 г. компания Changan создала партнерство 50:50 с компанией Ford, получившее название Changan Ford Automobile Co, Ltd. 25 апреля 2001 года. Строительство завода заняло всего 14 месяцев. Первым автомобилем, вышедшим с завода, стал Ford Fiesta 18 января 2003 года. Всего через два года, в апреле 2005 г., компания Changan Ford объявила о начале строительства нового завода в Нанкине, к которому присоединилась и Mazda.
Mazda присоединяется к автомобильной сцене Китая
27 февраля 2006 года компания Mazda смело заявила о своем присутствии на китайском автомобильном рынке, выкупив у компании Ford 15% акций Changan Ford. Таким образом, Mazda стала полноправным участником совместного предприятия, которое затем было переименовано в Changan Ford Mazda Automobile Co, Ltd.
В силу особенностей китайской системы совместных предприятий, автомобили Mazdas, произведенные на Changan Ford Mazda Auto, продавались через дилерскую сеть другого совместного предприятия — FAW Mazda.
Changan и Volvo: Долгая история
Мало кто знал, что в 2006 году компания Changan уже начала сборку автомобилей Volvo. Благодаря китайцам была выпущена удлиненная модель Volvo S80L, призванная конкурировать с немецкими марками. Однако в 2008 году Volvo столкнулась с трудностями, и компания Ford — владелец марки — объявила о ее продаже. В качестве потенциальных покупателей рассматривались компании SAIC, Chery, Geely и Changan, причем американцы склонились к Changan, учитывая предыдущий опыт сотрудничества.
Changan Automobile Nanjing Established
В июне 2000 года было создано дочернее предприятие Changan Automobile Nanjing. Это дочернее предприятие выпускало исключительно коммерческие автомобили. Через год Changan Automobile стала первой китайской автомобильной компанией, преодолевшей рубеж в 1 млн. автомобилей.
Основан европейский дизайн-центр Changan Automobile
В 2003 г. компания Changan открыла зарубежный центр проектирования автомобилей в Турине (Италия). Этот центр был назван Changan Automobile European Design Center. Это позволило китайским дизайнерам использовать итальянские технологии и инновации в области дизайна и кузовостроения.
Продвижение Changan в области легковых автомобилей
В июле 2006 года компания Changan Automobiles объявила о намерении расширить модельный ряд легковых автомобилей. Всего через 5 месяцев, в ноябре, на автосалоне в Пекине был представлен хэтчбек Changan Benben. Он был оснащен 1,3-литровым двигателем JL474Q2, созданным на базе мотора Suzuki Antilope. Это положило начало успеху пассажирских автомобилей Changan в Китае.
Yuexiang: поворотный момент в дизайне Changan
В 2009 году компания Changan разработала автомобиль Yuexiang, который стал поворотным пунктом в современном дизайне марки, хотя и имел сходство с Mazda 3. В следующем году Changan выпустил CX30 — хэтчбек с очень европейским дизайном, в частности, с задней частью, напоминающей Ford Focus. Эта модель оснащалась либо 1,6-литровым 106-сильным двигателем, либо 2,0-литровым 152-сильным двигателем. В завершение года 31 октября компания сменила свой логотип на нынешний.
Следующие 10 лет: Решающие для Changan Auto
Следующее десятилетие стало решающим для Changan Auto. С появлением линий Eado и Raeton коммерческое подразделение под маркой Chana стало развиваться в геометрической прогрессии. Интерес вызвали и кроссоверы, что привело к созданию Auchan, Skylark и Land Wind. Это позволило компании, расположенной в Чунцине, войти в четверку крупнейших автопроизводителей Китая. С учетом того, что объем производства достиг 20 млн. автомобилей, Changan, скорее всего, станет лидером китайского автопрома. Огромным преимуществом являются кроссоверы UNI — новое семейство автомобилей. Мы прогнозируем, что с такой впечатляющей серией не за горами и 30 млн. автомобилей!